*
Главная » Советы и Лайфхаки » Народ у которого дети сражаются из какой легенды

Народ у которого дети сражаются из какой легенды

Народ у которого дети сражаются из какой легенды

Первый подвиг юного Манаса

Много-много лет назад, примерно в ХV-ХVIII веках в одной горной впадине Алтайского хребта, по которой протекала небольшая горная речка, кочевал один из кыргызских родов под названием Жети-Кашка (кырг. жети – семь; число предков, которых согласно санжыры (родословной) должен знать каждый семилетний мальчик + (ист.) кашка – предводитель племени); согласно санжыры этими предводителями были предки Манаса : Жакып, Чаян, Ногой, Кыргыз, Апач, Какас, Куптегин из племени Кыпчак. Предводителем этого рода был Жакып-хан, который привёл свой род сюда, спасаясь от вероломного нападения иноземных захватчиков. И именно здесь у престарелого Жакып-хана родился необычный ребёнок, которого назвали Манас. Его имя является двухсложным словом и состоит из двух частей ману – санскритское первочеловек и бог +ас – топоформант, происходит от финикийского асу – восток, жители территории, расположенной на востоке от места жительства греков; сторона, где всходит солнце.= первый человек, родившийся на востоке.
Ребёнок рос не по дням, а по часам и обладал сверхъестественной силой. И вскоре весть о рождении необычного ребёнка распространилась среди местного населения и достигла ушей врагов.
Хорошо понимая, какая опасность грозит им в будущем, главари вражеских племён стали думать, как им избавиться от надвигающейся беды и неоднократно засылали в стан Жакыпа лазутчиков, чтобы убить юного богатыря. И вот, чтобы обеспечить своему сыну безопасность Жакып назначает своего родственника богатыря Бакая телохранителем и воспитателем Манаса.
(И здесь автоматически возникает параллель с персонажами русских народных легенд в частности с богатырём Добрыней Никитичем и с юным князем Святославом Игоревичем, к которому в качестве телохранителя, воспитателя и советчика и был приставлен Добрыня, который обучал его военным наукам и позднее был советчиком во всех военных походах Святослава.
Вторая параллель заключается в том, что уже у взрослых Манаса и Святослава Игоревича в их воинских дружинах в качестве государственных и военных советников присутствовали: у Манаса — хан Кошой, а у Святослава – воевода Свенельд.
Ясно, что в данном случае однотипность сюжетов связана с контактами разных слоёв населения и с культурными диффузиями (проникновением) устных и письменных текстов из одного языка в другой в условиях многоязычия. Особенно большая заслуга в проникновение фольклора одного народа в фольклор другого народа принадлежит Великому шёлковому пути, связывающему народы Китая, Азии и Европы, а также создателям и хранителям разнообразных жанров народного творчества: сказителям, акынам, ырчы, сынчы и путешественникам, купцам, торговцам, проповедникам, миссионерам и другим скитальцам, особенно двуязычным).
Бакай же, в свою очередь, собирает из сверстников Манаса юных дружинников и начинает обучать их воинскому искусству: скачкам на коне, стрельбе из лука, владению копьём и мечом. Так и рос юный Манас — и в окружении друзей и под их защитой. И вскоре он достиг своего первого года рождения (по животному циклу, составляющему 12 лет, м;ч;л). Раньше в этот день подростки получали в подарок кыргызский этнический головной убор «ак-калпак» (кырг. ак — белый, чистый +тюрк. калпак — остроконечная войлочная шапка в виде усечённого конуса) с каймой цвета зелёной травы, символизирующей юность и с узором в виде рогов барана, символизирующего начало превращения мальчика в мужчину и соответствующее отношения к нему членов его племени.
И вот, в этот период, калмаки в отсутствие Бакая напали на стойбище Жакыпа. Первыми опасных захватчиков увидели дети. С крикам: «Беда, беда — группа грабителей скачет сюда», они подбежали к Манасу и сообщили ему о надвигающейся опасности. Но Манас не растерялся, он собрал свою дружину, все вооружились и вскочили на коней. Получив от Бакая первые боевые навыки и наставления, Манас знал, что делать. Он послал одного дружинника за помощью, а сам во главе своей дружины с подветренной стороны, поднимая пыль, чтобы враги не догадались о численности дружины и возрасте дружинников, поскакал навстречу врагу. За ним, все как один, поскакали сорок юных чоро, сорок дружинников. Началось сражение. Сверкают шлемы бойцов, звенят кольчуги, всюду крики и стоны. Бьются с врагами бойцы-удальцы. Неплохо дружину Бакай обучил — сражаться с врагами пока хватит сил.
Вот мчится навстречу Манасу калмак
И держит в руках свой истрёпанный флаг.
Он флагом машет и что-то кричит,
Но это Манаса совсем не страшит.
Он ещё крепче копьё в руках сжал
И сразу в кольчугу калмака попал.
Калмак, с седла выпав, на землю упал
И сразу к войне интерес потерял.
А тут на помощь Бакай прискакал —
Он от детей про калмаков узнал
И быстро отряд ополченцев собрал,
Которых на помощь Манасу послал.
Когда калмаки увидели скачущее подкрепление, они растерялись и начали отступать,
Отряд калмаков ускакал, а юные дружинники отпраздновали свою первую победу. Хан Жакып в виде награды велел каждому из них выдать из своего стада по овце.
Большую награду и благодарность хана получил и Бакай, который хорошо обучил свою дружину.
Получив от кыргызов первый отпор, калмаки на время затаились
И в последствии долго повторно не нападали на кыргызов.
Но угроза повторного нападения калмаков на земли и айылы кыргызов оставалась реальной и требовала сплочения кыргызского народа. Нужен был только лидер – человек, за которым пошли бы все кыргызские племена. И такой человек нашёлся: им стал подросший сын Джакын-хана — Манас. Учитывая его уже имеющиеся заслуги в неоднократном отражении захватнических нападений калмаков на кыргызские угодья, предводители алтайских племён сплачиваются вокруг этого богатыря и избирают его своим предводителем. В результате ряда достигнутых побед над войсками калмакских интервентов алтайские кыргызы под предводительством Манаса вновь занимают ранее покинутые земли в горах Тянь-Шаня и в Иссыккульской котловине.

Над горами злые ветры дуют
Гром грохочет, молнии блестят…
Вновь враги напали и лютуют,
Наш народ закабалить хотят.

Но идёт молва от стана к стану
(И об этом будет наш рассказ),
На Алтае в юрте Жакып-хана
Подрастает богатырь Манас.

Он собрал вокруг себя дружину
Молодых испытанных друзей
И в лихую, тяжкую годину
На защиту встал своих людей.

Всех врагов в сраженьях сокрушая,
Силу, опыт, славу он обрёл
И народа думы воплощая,
К лучшей жизни он его повёл.

И опять вернулась к ним свобода,
А огонь войны давно погас.
Но остался в памяти народа
Легендарный богатырь Манас.

Портал Проза. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза. ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2024. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.

Источник — https://proza. ru/2020/10/06/562

Источник — https://proza. ru/2010/11/30/1491

Источник — http://tarih-begalinka. kz/ru/timetravel/page3505/

Оставить комментарий