Тротуарная дорожка своими руками из бетона на даче
Дорожки на даче своими руками
Дорожка из бетона или тротуарной плитки — это важная часть обустройства придомовой территории. Она необходима для удобного передвижения по участку; позволяет не пачкать обувь, не заносить грязь в дом.
Дорожка на участке, как правило, пешеходная, хотя иногда делают дорожки, по которым может передвигаться личный автотранспорт. В этом случае требования по прочности к дорожке будут выше.
Выбор места расположения дорожки
На первом этапе необходимо, продумать, где будет располагаться дорожка, и какую она будет иметь форму и ширину. Это зависит от функций дорожки и размеров участка.
Необходимо учитывать некоторые нюансы:
дорожку прокладывают там, где уже сформирован естественный трафик движения; дорожка не должна пролегать под крупными деревьями, поскольку их корни могут со временем ее повредить; не прокладывают дорожки над местом пролегания инженерных коммуникаций; минимальная ширина дорожки должна составлять 60–80 см.
Необходимо заранее решить, будет ли дорожка окаймлена бордюром.
Если дорожка изготавливается из плитки, бордюры необходимы. Для залитой бетоном дорожки это вопрос личного выбора.
создают ровный край дорожки; предотвращают осыпание и проседание покрытия; уменьшают объем земляных работ.
К минусам можно отнести увеличение трудозатрат и затрат материалов.
Выбор материала для дорожки. Бетон или плитка
На этапе планирования определяется материал, из которого будет выполнена дорожка. Два основных варианта — бетонная дорожка или дорожка из тротуарной плитки.
Дорожку из плитки выкладывать дольше, но у нее есть свои плюсы:
более интересный внешний вид; возможность проявить свой вкус и создать уникальную дорожку; возможность частичного ремонта дорожки в будущем; если на участке грунт склонен к пучению, оптимальный вариант — дорожка из плитки.
Есть также третий вариант — укладка тротуарной плитки на бетонное основание.
В этом случае получаем особо ровное, прочное и долговечное покрытие с аккуратными и четкими краями. Срок службы такого покрытия составит несколько десятков лет. Дорожка на бетонном основании будет выдерживать высокие нагрузки, например, проезд автомобилей.
Есть у этого решения и минусы: оно более дорогостоящее, требует больших затрат времени, труда, материалов. Покрытие не подлежит частичному ремонту. Такой вариант обязательно требует дренажной системы по всему периметру и утепления грунта.
В некоторых случаях укладка плитки на бетон — это единственный вариант, например, на просадочных грунтах (пылеватых песках, торфах), на пучинистых грунтах, либо если бетонное основание уже существует, но требует ремонта.
Разметка дорожки
Независимо от того, какой вариант выбран, работы по изготовлению садовой дорожки из бетона своими руками начинаются с разметки и земляных работ, которые в общих чертах одинаковы для любого варианта.
Работы по благоустройству территории регламентируются Сводом правил СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75». Согласно документу, на первом этапе необходимо произвести разметку и подготовку грунта.
Важно!
Если на участке застаивается вода, необходимо устроить дренаж либо снять грунт и заменить его песком.
Для разметки дорожек используют колышки и крепкий не растягивающийся шнур. Колышки вбивают на расстоянии 3–5 м друг от друга, обязательно располагают их в углах. На колышках делают отметки и натягивают по ним шнур.
Земляные работы
В СП 82.13330.2016 указано, что в качестве подстилающих грунтов для дорожек и площадок допускается использовать дренирующие и недренирующие грунты всех разновидностей. Растительный грунт должен быть срезан и перемещен в специально выделенное место.
Нормы снятия плодородного слоя грунта определяются в соответствии с требованиями ГОСТ 17.5.3.06:
на подзолистых почвах в климатических районах со среднемесячной температурой января минус 28° С и ниже, июля — выше 0° С, на вечномерзлотных грунтах — 7–20 см; в климатических районах со среднемесячной температурой января минус 15° С и выше и июля — плюс 25° С и выше, на просадочных грунтах, буроземных, сероземных грунтах — до 25 см; в остальных климатических районах на каштановых и черноземных почвах— 60–80 см, на подзолистых почвах — 7–20 см.
Важно предусмотреть на дорожках уклоны для стекания воды от осадков.
Уклон предусматривается как в продольном, так и в поперечном направлении, но важнее уклон поперек дорожки. Он должен составлять 2–3 %, то есть, 2–3 см на каждый метр ширины дорожки. Направление уклона — в сторону естественного понижения рельефа, но ни в коем случае не в сторону дома и других построек.
Дальнейшие работы различаются в зависимости от того, будут ли использоваться бордюры.
Если бордюры используются
Вдоль краев будущей дорожки устраивают траншеи, на уплотненное дно которых заливается бетонный раствор. На раствор устанавливают бордюры, выравнивая их по натянутому шнуру по внутренней части.
Ширина швов между бордюрными камнями должна составлять не более 10 мм. Бордюры уплотняют, постукивая резиновым молотком.
Если бордюры не используются
Выкапывают траншею по краям дорожки. Глубина траншеи составляет 15–20 см для пешеходной дорожки или 20–40 см для дорожки, по которой планируется передвижение транспорта. Для готовых лотков ливневки траншею углубляют с учетом их высоты 30–40 см, а также слоя щебня 10 см и слоя пескобетона толщиной 2 см.
Дно траншеи увлажняют и трамбуют послойно при помощи трамбовки.
Если планируется залить дорожку бетоном, на этом этапе необходимо установить опалубку. Для дорожки из плитки опалубка не нужна.
Опалубка может быть инвентарной либо изготовленной из досок толщиной 25 мм или фанеры толщиной 10 мм, которую предварительно нарезают полосами по высоте опалубки.
Фанеру предпочтительно использовать, если дорожка имеет изогнутую криволинейную форму, однако следует учитывать, что согласно СП 82.13330.2016, устройство криволинейного борта радиусом 15 м и менее из прямолинейных бордюров не допускается.
Верхний край опалубки выравнивают, ориентируясь на натянутый шнур. С внешней стороны опалубку засыпают землей, чтобы она не выгибалась. Опалубку надежно закрепляют, чтобы не произошло изменение размеров монолитных участков.
Для бетонной дорожки необходимо предусмотреть температурно-деформационные швы, чтобы компенсировать перепады температур. Это убережет бетон от растрескивания.
Для этого устанавливают поперечные перегородки из деревянной доски или листа металла с шагом 2,5 м. Для армированных дорожек перегородки можно делать на увеличенном расстоянии, до 7 м.
Песчаная подушка для дорожки
Песчаное или песчано-гравийное основание требуется независимо от того, производится заливка дорожки бетоном, изготавливается бетонное основание, на которое потом будет уложена плитка, или покрытие будет из плитки на основании из щебня и песка.
Подушка необходима в качестве слоя, который распределяет нагрузку, уменьшает деформацию бетона и является дренажом для отвода воды. Для дорожки из брусчатки это самый простой и дешевый вариант, позволяющий заполнить все пустоты и ровно уложить все элементы.
Материал щебеночных, гравийных и песчаных оснований под покрытия укладывается на заранее уплотненную и отпрофилированную поверхность земляного полотна или выемки грунта.
Перед его укладкой нарезаются водоотводные канавки шириной 20–25 см, глубиной не менее толщины переувлажненного слоя. Канавки располагают с шагом не более 3 м, под углом 30–60° к направлению уклона. Уклон канавок повторяет уклон покрытия и составляет не менее 2 %. Отвод воды производят за 3 м от границ дорожки.
На дно траншеи расстилают геотекстиль, чтобы песок не размывался и не уходил в грунт. Для подушки выбирают щебень размером фракций 5–20 мм, песок крупных фракций. Материалы подсыпают слоями и уплотняют. Толщина щебеночного слоя для бетонного основания — не менее 10 см, толщина верхнего слоя песка — от 3 см. Толщина песчаной подушки под брусчатку должна быть на 10 мм больше, чем толщина плитки, то есть, она составляет от 50 до 110 мм.
Распределение гравия, щебня, песка производят по направлению от себя, от высших отметок к низшим; водоотводные канавки засыпают в первую очередь. Передвижение по переувлажненному грунту не допускается.
Если планируется последующее бетонирование дорожек, поверх подушки раскладывают рулонную гидроизоляцию или плотную полиэтиленовую пленку в два слоя, чтобы предотвратить впитывание воды из бетонной смеси грунтом основания.
Армирование дорожки
Армирование применяется для дорожек из бетона и для бетонной подготовки под дорожку из тротуарной плитки. Оно необходимо для повышения прочности дорожки и предотвращения растрескивания бетона, однако требуется не всегда: по СП 82.13330.2016, при ширине бетонного покрытия менее 4,5 метров и расстоянии между деформационными швами не более 7 м бетонное покрытие дорожек можно выполнять без армирования. Как правило, садовая дорожка соответствует этим требованиям.
Если армирование выполняется, для него применяют металлическую сетку с размером ячейки 20х20, 30х30 см и толщиной проволоки 3–5 мм. Сетку укладывают с нахлестом, в местах пролегания деформационных швов ее разделяют. Сетку располагают таким образом, чтобы она оказалась в слое бетона приподнятой над основанием ближе к поверхности бетона, но чтобы сверху ее закрывал максимально большой слой бетона (не менее 3 см толщиной) для защиты от коррозии.
Замена арматуры или объемное армирование
Ширина дорожек на приусадебных участках редко бывает такой, чтобы потребовалось армирование, поэтому этот этап, как трудоемкий и необязательный, часто пропускают.
В этом случае рекомендуем для повышения прочности бетона применять в качестве замены арматуры базальтовую или полипропиленовую фибру. Она представляет собой короткие отрезки базальтового или полипропиленового волокна, поэтому в отличие от металлической фибры, она очень легкая.
Каталог продукции CEMMIX
CemFibra 150гр.
Универсальное полипропиленовое армирующее волокно для добавки в раствор.
Все материалы взяты из открытых источников
Https://cemmix. ru/clauses/praktichno-i-krasivo-zalivaem-sadovuyu-dorozhku-sv
Https://cemmix. ru/clauses/dorozhki-na-dache-svoimi-rukami