Для чего люди используют песок и глину
«Песок и глина. Сравнение свойств (практическое занятие-проект)»
-Сегодня мы продолжаем изучать полезные ископаемые нашего края, но сначала вспомним, что мы уже знаем об этом природном богатстве.
-Отгадайте и заполните клетки кроссворда:
П/ и, относящееся к группе горючих, добывают в шахтах; П/ и группы полудрагоценных, из него делают шкатулки, женские украшения, бывает преимущественно зеленого цвета; Очень прочная горная порода, в составе которой есть полевой шпат, кварц, слюда; маслянистая жидкость светло-коричневого цвета или почти черного, хорошо горит; П/ и образующееся на болотах, состоит из отмерших растений; П/ и, без которого не обходится ни одна стройка, используется для побелки стен, потолков.
— Прочитать названия еще двух новых п/ и, о которых мы сегодня будем говорить. (Песок, глина)
III. Объяснение нового материала.
— Сегодня мы подробно познакомимся, пожалуй, с самыми распространенными на территории нашей Родины п/ и – песком и глиной.
— Наше знакомство будет проходить по плану (читают уч-ся):
2) Выявление основных свойств и их сравнение;
3) Добыча и охрана песка и глины;
4) Применение в народном хозяйстве, основанное на их свойствах;
5) Практическое использование в жизни.
А) Рассказ учителя об образовании песка и глины в природе.
— Вы знаете, что горы состоят из прочных камней. Когда хотят построить крепкий дом, мост или памятник — их делают из камня, в частности из гранита. Проходят десятки и сотни лет, люди рождаются, живут и умирают, а постройки из камня стоят. Каменные горы кажутся вечными. Но как ни прочны камни и состоящие из них горы, они не вечны.
Горы постепенно, хотя и медленно разрушаются. Нам хорошо известны разрушители горных пород. Мы встречаемся с ними ежедневно и совсем не считаем их могущественными, способными разрушить камни:
Это — высокая и низкая температура воздуха;
Вот так с их помощью, постепенно разрушаются крепкие горы.
— Горные водные потоки несут с собой крупные камни, по дороге они ударяются друг об друга и о берега. Камни сглаживаются, превращаются в валуны. Но многие обломки горных пород под действием воды измельчаются так сильно, что из них в конце концов образуется песок. И глина. Из более прочных зерен кварца образуется песок. А из слюды и шпата – глина.
Вода несет песок, камни, глину. Там, где река выходит на равнину, вода течет медленно и откладывает песок и глину. А дальше к морю вода уже несет частицы ила, которые оседают на дне и в течение тысячелетий образуется толстый слой.
Но не только вода переносит песок и глину. Им помогает и ветер. Слабый ветер переносит мельчайшие частицы глины, а сильный подхватывает песчинки. Там, где ветер затихает, все, что он нес с собой, откладывается. Так и накапливаются толщи песка и глины, которые затем добывают и используют в народном хозяйстве.
IV. Практическая работа по выявлению свойств песка и глины.
Их сравнение.
— У вас на тарелочках лежат эти полезные ископаемые, рассмотрите их.
# Определите какого цвета песок, глина (вывешиваю таблички)
«Для чего человеку песок и глина»
Опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: познакомить детей с использованием песка и глины в зависимости от их свойств; воспитывать уважительное отношение к народным промыслам, бережное отношение к предметам быта, игрушкам.
На экологической тропинке
Оборудование и материалы: карта для поисков клада, детские лопатки, черепки глиняной посуды, слепленные из глины небольшие тарелки, чашки, миски, как целые, так и разбитые (посуда «древних людей»), дощечки для работы с образцами глины и песка.
— нарисовать карту экологической тропинки с указанием основных ориентиров (например, нескольких деревьев, пней, песочницы и т. п.) и места захоронения «клада» (отметить его рисунком кирпича); путь к нему обозначить стрелочками;
— сделать из глины «древнюю посуду» и закопать ее вместе с черепками керамических изделий на экологической тропинке, сверху положить условный знак, например, кирпич.
Рассказать ребятам, что хозяин тропинки Боровичок приглашает их к себе в гости и хочет открыть одну тайну. Все идут на тропу, где их уже ждет сказочный герой.
Боровичок. Здравствуйте, дорогие гости! Добро пожаловать в мое царство-государство. Недавно я нашел на тропинке клад, хотел посмотреть, что там спрятано, да ливень начался. А на следующий день пошел искать, — не найду, забыл, где именно он лежит. Беда, да и только! Помню лишь, что на том месте находился предмет, которого на моей тропинке быть не должно: вроде бы и камень, но не настоящий, а людьми сделанный. Не знаете, что это? Вот вам подсказка (Дает детям ящик ощущений, в котором лежит кирпич; дети на ощупь должны определить содержимое ящика. Если они затрудняются это сделать, Боровичок помогает, подсказывая: это твердый предмет или мягкий? Шероховатый или гладкий? Тяжелый или легкий?)
После того, как дети выяснили, что клад находится под кирпичом, раздать детям карты для поисков клада, и они находят нужное место.
Боровичок. Ну, наконец-то клад нашелся. Я все утро его искал, никак не мог обнаружить. Кирпич-то этот не простой: пока не ответите на мои вопросы, с места не сдвинется. А вопросы такие: бывают ли в природе кирпичные горы? Почему? Из чего кирпич сделан? Что общего между посудой, из которой вы едите, и этим камнем? (Сделаны из глины.) Ну вот, на вопросы вы ответили, теперь и кирпич можно поднять. Где ваши лопаты для поиска кладов? Кто тут у нас главный кладоискатель? Давайте поручим вырыть клад мальчикам, они сильные.
Дети находят волшебную шкатулку с «древней посудой» и пробуют составить из отдельных черепков миски, тарелки. Боровичок сообщает, что люди уже очень давно научились делать из глины посуду, только она была немножко другой, чем теперь. Во многих местах в нашей стране и в других странах археологи находят вот такие клады, по которым узнают, как жили люди до нас. Затем хозяин тропинки спрашивает, из чего древние люди могли сделать такую посуду. А как выяснить, действительно ли это глина?
Воспитатель предлагает детям взять посуду с собой в лабораторию и там проверить, действительно ли тарелки и миски сделаны из глины.
1. Оборудование и материалы: найденная на тропинке посуда, вода в стаканчиках. В лаборатории дети самостоятельно проверяют, из чего сделана посуда: льют на тарелки
Воду (просачивается вода или нет), размачивают фрагмент сделанной воспитателем глиняной тарелки, разминают его и пробуют скатать шарик, колбаску и т. д. В заключение объясняют свои действия.
2. Оборудование и материалы: глина, песок, глиняная посуда, обычные и керамические тарелки, вазы.
Дети рассматривают все предметы и говорят, из чего они сделаны — из песка или из глины? Почему они так думают? Если бы они были древними людьми, из чего бы лепили посуду? (вспоминают свойства этих материалов). Предложить им представить, что они — древние люди, те самые, которые оставили «клад» на тропинке у Боровичка. У них есть еда, но не из чего есть. Для того чтобы не умереть с голоду, нужно сделать миску, чашку. Предложите детям выбрать материал, из которого они будут лепить, и объяснить свой выбор (Вспомнить результаты экспериментирования.) Именно такую простую, без украшений, посуду, делали и древние люди. А потом они научились ее украшать, например, необычными узорами. Раздать детям глиняные лепешки и предложить нарисовать палочками узоры или выдавить их при помощи разнообразных штампов. Можно ли сделанные кувшины, тарелки превратить в мягкие кусочки глины? Если полить их водой, снова получим материал для лепки. А можно ли то же самое сделать с посудой из магазина? Нельзя, поскольку после того, как предметы были слеплены из особой глины, их обожгли на огне. В результате глина стала твердой, и размягчить ее уже невозможно. Делать горшки люди научились много-много лет тому назад. Сначала кто-то придумал замазывать глиной щели корзины, чтобы в ней можно было носить сыпучие и жидкие продукты. Возможно, одна из таких корзин попала в огонь, прутья сгорели, а глина стала более твердой.
А почему дети не стали делать тарелки из песка? Представим, что нам все-таки удалось слепить тарелку из мокрого песка и налить в нее суп. Что произойдет? Даже если бы мы пытались есть быстро-быстро, все равно не успели бы наесться, так как жидкость из супа. (Пусть дети продолжат эту фразу.) Суп «убежал» бы из песочной тарелки, и мы бы вместо первого блюда получили сразу второе. Так что такая тарелка пригодится только тем, кто не любит суп. А вот обычные тарелки, из которых мы едим, сделаны из особой белой глины. В заключение сделайте вывод; из песка нельзя делать посуду, потому что он плохо лепится, рыхлый, легко пропускает воду (вспоминаем экспериментирование).
На стройках часто можно увидеть кучи песка. Для чего он нужен строителям? Может быть, они в обеденный перерыв, во время отдыха любят делать из него куличики? На самом деле песок, как и глина, используется для строительства домов. Его смешивают с особым порошком — цементом, и водой. Получается строительный раствор, которым скрепляют кирпичи.
Оборудование и материалы: песочные часы, будильник, песок, стаканчики с воронками (можно использовать и разрезанную пополам пластиковую бутылку, вставив ее перевернутую верхнюю часть в нижнюю половину).
Предложите детям насыпать песок в емкости через воронки и понаблюдать, как он сыплется непрерывной струйкой.
Сыпучие свойства песка люди использовали для создания особых часов. Какими бывают часы? Как мы сейчас определяем время? Когда-то не было ни будильников, ни настенных, ни наручных часов. А были необычные — вот такие (показать песочные часы). Как же они действовали?
( Дети высказывают свои варианты ответов.) Подсказать им, предложив перевернуть часы. Что происходит с песком? Он высыпается за определенное время. (Проследить по будильнику, сколько минут на это уходит.) Такими часами до сих пор пользуются, например, в поликлинике. А почему часы именно песочные? Может быть, можно сделать глиняные? Дети вспоминают результаты опытов, наблюдений и высказывают свою точку зрения. Дать каждому ребенку возможность определить время по песочным часам. А если бы песок в часах стал влажным? Можно ли тогда определить, сколько прошло времени? Почему?
Просмотреть на мультимедийном проекторе картинки с изображением глиняных, песочных изделий.
Все материалы взяты из открытых источников
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2019/03/04/glina-i-pesok
Https://nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2016/11/05/dlya-chego-cheloveku-pesok-i-glina