Интересные факты о картофеле для детей
» Удивительный картофель»
Материал (старшая группа)
Это растение родом из Южной Америки. 400 лет назад испанские мореплаватели привезли несколько клубней картофеля во Францию. Но французы выращивали картофель как декоративное растение, а знатные дамы украшали своё платье и прическу картофельными цветами.
В Россию картофель привез царь Петр I и приказал сажать его в землю. Людям картофель не понравился, знаете почему? Да потому, то они ели сырую картошку. Они рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её «вторым хлебом». А еще в ней много витаминов, необходимых для человека.
- Дети, часто ли вы едите этот овощ? Какие знаете блюда из картофеля? Я предлагаю вам встать возле стульчиков. Передавайте картошку и называйте блюдо.
Дети /передают картофелину/: пюре, жареный картофель, картофель-фри, картофельные оладьи /драники/… Итог. Много блюд назвали и, наверное, самые любимые.
- А теперь, передавайте картофелину в обратную сторону, и называйте, какая бывает картошка по форме, размеру, цвету, вкусу.
Дети /передают картофелину/: круглая, овальная, рассыпчатая… Итог. Молодцы!
- Ребята, а знаете ли вы, что картофель используют не только для еды, он хорошее лекарство. Вас лечили когда-нибудь картошкой?
Ответ: лечат кашель горячим паром, если болит желудок – пьют картофельный сок. А если человек получил ожог, можно приложить сырой картофель, и тогда жар спадет.
Стук в дверь. Приходит господин Картофляник.
Картофляник: Здравствуйте, ребята! Я проходил мимо и услышал, что вы беседуете о картошке. Вы, знаете кто я такой?
Картофляник: Давайте знакомиться. Я – господин Картофляник. У меня случилась ужасная беда. Моё огородное царство замёрзло, и мне очень нужна ваша помощь. Помогите мне посадить картофель и возродить мой огород. Ребята, вы знаете, как сажают картофель?
Дети: Нужно увлажнить землю. Потом в земле сделать ямку. Опустить туда клубень и засыпать землёй. /алгоритм/
- Молодцы, что вы все вспомнили. Мы сможем легко помочь Картофлянику. Картофляник, давай свою картошку?
Картофляник: Но вот еще одно несчастье, у меня осталось только два клубня, а ребят так много!
- Не расстраивайся Картофляник, я знаю, как помочь твоему горю. Картофель можно сажать не только клубнями, но и глазками. Из одного клубня таким образом можно вырастить несколько растений. Посмотрите внимательно на клубни. Одинаковые ли они? Чем отличаются?
Дети: Цветом, размером, формой, а когда приготовят и вкусом.
- Это потому, что они разных сортов. Существует более ста сортов картофеля. Посмотрите на глазки, сколько их, какого цвета? На сколько частей можно разделить клубни? (Сколько глазков — столько частей). Картофляник, пожалуйста, разрежь нам картофелины на столько частей, сколько у них глазков. А мы пока поиграем.
Педагог достает разрезанный картофель
- Картофель к посадке готов. Я приглашаю вас пройти к рабочим местам и приступить к работе. /проходят в лабораторию/ Картофляник, посмотри в моей лаборатории, есть еще немного картофеля. Дети, давайте посадим картошку не только глазками, а половинку картофеля и целый картофель. Когда картошка вырастет, нам Картофляник расскажет, какой плод дал урожай богаче. Итак, сначала нужно проверить сухая или влажная земля в ящике. Каким образом мы можем это проверить?
- Да, правильно. Как вы думаете, картофель надо сажать рядом или на расстоянии друг от друга? Почему?
- Лунки надо делать напротив отметок на ящике. Глубину лунок измерить палочкой-меркой. На палочке есть отметка, какой глубины должна быть лунка. На каждом кусочке картофеля есть глазок. Как вы думаете, картофель в лунку надо опускать глазком вверх или вниз?
Дети: чтобы картофель рос вверх, тянулся к свету.
Дети: присыпать землей и полить водой.
Воспитатель помогает тем, кто затрудняется в посадке.
Картофляник: Ребята, какие вы молодцы. Хорошо потрудились. Теперь у меня есть огород.
Педагог : Молодцы! Дети, какие условия необходимы для роста картофеля?
Педагог: Дети, большое спасибо за помощь Картофляннику. Что нового и интересного вы узнали на занятии о таком обычном и привычном для вас растении как картошка? Что поправилось больше всего? Я знаю, что на территории вашего детского сада есть огород, и теперь вы с легкостью сможете помочь вашим воспитателям посадить в огороде картошку весной. Я благодарю вас за сегодняшнее занятие и хочу подарить вам овощные раскраски и дневник наблюдений за посадками.
Дети благодарят Картофляника, прощаются и выходят из группы.
Проект «Картофель – это интересно».
Проект (подготовительная группа)
Цель моего исследования: Изучение происхождения картофеля и исследование его состава.
Скачать:
Protokol_proekta. doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Картофель – это интересно».
Автор проекта: Виноградов Михаил.
Тип проекта: исследовательский.
Сроки проведения: ноябрь 2019 года.
Среди большого многообразия овощей существенное место занимает картофель, его насчитывается более сотни сортов, причём сажают его буквально повсюду. На Земле, я думаю, нет такого места, где бы картофель не употребляли в пищу. Без картошки не обходится ни одна семья.
Кто не любит блюда, приготовленные из картофеля? Я, например, очень люблю. Представьте только перед собой жареный картофель с румяной корочкой или воздушное пюре. Объеденье, да и только!
Проблема: как узнать историю возникновения картофеля и из чего она состоит?
Цель моего исследования: Изучение происхождения картофеля и исследование его состава.
Изучить познавательную литературу, материалы интернет-ресурсов о картофеле; Выяснить откуда картофель родом и как попал в Россию; Провести опыты по определению состава картофеля. Обобщить полученные знания.
Гипотеза: картофель содержит крахмал и воду. При взаимодействии йода и картофеля можно определить содержание крахмала. Если заморозить картофель, можно узнать содержит ли он воду.
Возникновение и история культуры.
Я стал искать информацию о картофеле в книгах, энциклопедиях, интернете.
Чтобы выяснить, что такое картофель я сначала обратился к словарю.
Вот, что говорится о картофеле в толковом словаре С. И.Ожегова и Н. Ю. Шведовой: «Клубнеплод, семейство паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом».
Родина картофеля – Южная Америка. В Европу картофель 500 лет назад завез Христофор Колумб. Долгое время картофель выращивали в ботанических садах. Только через 200 лет он появился на крестьянских огородах и полях. Сначала его даже не употребляли в пищу: придворные дамы украшали свои прически его цветами. А в Германии перед дворцами королей разбивали картофельные клумбы. И только значительно позже картофель стал продуктом питания.
Картофель был большой редкостью и считался деликатесом, его стали подавать к столу лишь в богатых домах. В конце XVII века это растение было завезено и в Россию
Пётром I. Распространение картофеля у нас проходило очень медленно. Распробовали и оценили картошку по достоинству лишь в XIX столетии. У нас в России картофель самая распространенная, самая ценная культура после зерновых.
В Бельгии существует музей картофеля.
Музей картофеля есть и в Перу.
В Минске открыт памятник картофелю.
(Я должен выяснить из чего состоит картофель).
Опыт 1. Определение наличия крахмала в картофеле.
Материалы: флакон настойки йода с пипеткой, картофель и нож.
Я разрезал картофель пополам, взял пипетку набрал немного йода и капнул на разрезанный картофель. Потом внимательно наблюдал за происходящими изменениями. К моему удивлению, я увидел синее окрашивание среза клубня картофеля, а через некоторое время он становится сине – фиолетовым.
Вывод: произошла химическая реакция между йодом и крахмалом, который содержится в картофеле, и получилось новое вещество сине – фиолетового цвета. Так я выяснил, что в картофеле содержится крахмал.
Опыт №2 (Сколько крахмала содержит один картофель).
Я натёр сырую картошку на терке. В кашицу положил в марлю и отжал. Содержимое положил на салфетку. Дал высохнуть. У меня получился белый порошок. Оказалось, что это крахмал.
Вывод: картофель содержит много крахмала.
Опыт №3. ( А много ли воды в картошке).
Я положил картофель в морозильник. А на следующий день посмотрел, потрогал, а она затвердела, как камень. Я постучала ею, слышен был звонкий звук. Я очень удивился. А почему картофель так замёрз? Я положил картошку на блюдце, а через некоторое время увидел, что в блюдце вода.
Вывод: картофель содержит много воды.
В ходе проекта, я решил все поставленные перед собой задачи.
Гипотеза подтвердилась, картофель состоит из крахмала и воды.
Обобщил свой опыт, провел мастер-класс «Из чего состоит картофель?», для детей подготовительной группы.
Планы на будущее. Провести исследования прорастания картофеля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «Космос — это интересно!»
Материал разработан воспитателями логопедических групп ГБДОУ д/сад №127 г. Санкт-Петербурга.
Проект «Встречи с интересными людьми»
Проект «Встречи с интересными людьми»
Творческо — исследовательский проект «Картофель»
Проектная деятельность по экологии.
Проект реализовали, много интересного узнали (Детско — взрослые проекты)
Нами были разработаны ПРОЕКТЫ, по следующим темам.
Познавательно – исследовательский проект «Картофель – второй хлеб».
Изучение полезных свойств картофеля и его применение в кулинарии.
Проект «Картофель в жизни человека»
Проект «Картошка в жизни человека»Тип, вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный. Продолжительность проекта: с 23.04.2018г. по 28.04.2018г. Актуальность: Не секрет.
Все материалы взяты из открытых источников
Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2023/09/24/udivitelnyy-kartofel
Https://nsportal. ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/11/beseda-o-kartofele
Https://nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/15/proekt-kartofel-eto-interesno