У каких деревьев и кустарников началось изменение окраски листьев
Как изменилась окраска листьев осенью у различных деревьев и кустарников? осенью
Изменение окраски листьев — одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Березы, ясени и липы желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. Чем же обусловлено это цветовое многообразие?
В листьях растений наряду с зеленым хлорофиллом содержатся желтые пигменты — каротиноиды. При наступлении холодов образования новых молекул хлорофилла не происходит, а старые быстро разрушаются.
Каротиноиды же устойчивы к низким температурам, поэтому осенью эти пигменты становятся хорошо заметными. Они и придают листьям многих растений золотисто-желтый и оранжевый оттенок.
Осенний лес окрашен, однако, не только в желтые тона. С чем связана лиловая и багряная окраска листьев?
Наряду с хлорофиллом и каротиноидами в листьях растений имеются пигменты, которые носят название антоцианов. Они хорошо растворимы в воде и содержатся не в цитоплазме, а в клеточном соке вакуолей. Эти пигменты очень разнообразны по окраске, которая зависит в основном от кислотности клеточного сока.
Антоцианы, как и каротиноиды, более устойчивы к низким температурам, чем хлорофилл. Поэтому они и обнаруживаются в листьях осенью.
Исследователи установили, что образованию антоцианов способствуют высокое содержание сахаров в растительных тканях, сравнительно низкая температура и интенсивное освещение.
Увеличение содержания сахаров в осенних листьях происходит за счет гидролиза крахмала. Это имеет важное значение для транспортировки ценных питательных веществ из отмирающих листьев во внутренние части растений.
Ведь сам крахмал нетранспортабелен в растении. Однако скорость оттока образующихся в результате его гидролиза сахаров из листьев при низких температурах невелика.
Кроме того, при падении температуры ослабляется дыхание растений и, следовательно, лишь незначительное количество сахаров подвергается окислению.
Все эти факторы благоприятствуют накоплению в растительных тканях саха-ров, которые начинают использоваться в синтезе других веществ, в частности антоцианов.
Образование антоцианов зависит также от интенсивности света. Если осенью внимательно приглядеться к яркой окраске деревьев и кустарников, то можно заметить, что багряный цвет имеют в основном те листья, которые лучше всего освещены.
Раздвиньте пылающий огненными красками куст бересклета, и вы увидите внутри желтые, бледно-желтые и даже зеленые листья.
Во время дождливой и облачной осени листва дольше сохраняется на деревьях, однако она не так ярка из-за недостатка солнца. Преобладают желтые тона, обусловленные присутствием каротиноидов, а не антоцианов. Низкая температура также способствует образованию антоцианов.
Если стоит теплая погода, то лес изменяет свою окраску медленно, но едва ударит морозец, как сразу запылают осины и клены.
Спохоладанием гибнет зелёный хлорофилл, остаётся жёлтый пигмент; у некоторых растений больше вырабатывается красный краситель. Так что имеем исчезновение зелёного, выявление жёлтого и иногда приход красного цветов.
Листва канадского клёна (в три гробины, в Бога, в душу мать) покраснела, все остальные пожелтели. А соснам и елям всё по барабану, стоят зелёненькие как и стояли (за это их и люблю).
Экскурсия «Разнообразие живых организмов». Осенние явления в жизни растений и животных
Место экскурсии – школьный парк.
Задача экскурсии – изучить изменения в природе осенью.
Оборудование – папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Объекты: растения и животные парка.
1) У каких деревьев и кустарников началось(лся):
А) изменение окраски листьев ;
Б) листопад
А) клен, берёза, осина;
Б) липа, тополь, рябина.
2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?
3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?
Жучки, гусеницы, собаки и кошки, птицы.
1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
Животные запасаются пищей на зиму, впадают в спячку, птицы улетают в теплые края, а зимующие запасаются пищей.
1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у каких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способ их распространения. Данные занесите в таблицу.
Растение | Цветения | Плод | Семя | Распространение семян |
Петунья | Цветут | Еще не созрел | Не созрели | Человеком и животными |
Бархатцы | Цветут | Еще не созрел | Не созрели | Человеком |
Рябина | Уже не цветут | Созрел | Созрели | Человеком и животными |
Облепиха | Уже не цветут | Созрел | Созрели | Человеком и животными |
Яблоня | Уже не цветут | Созрел | Созрели | Человеком и животными |
2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Мотыльки, мухи, комары. Большинство насекомых впадают в спячку, забираясь под кору деревьев.
1) Выясните, у каких растения осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
Липа и тополь опадают раньше всех. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
2) Опишите приспособления встретившихся животных к определённым условиям жизни.
Животное | Приспособление |
Птица | Крылья, обтикаемая форма тела |
Медведь | Теплый мех, жир |
Жук | Небольшие размеры тела |
Червь | Обтекаемая форма тела |
Урок 5. Экскурсия «Разнообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
1) У каких деревьев началось(лся): а) изменение окраски листьев; б) листопад.
2) На каких ветках кроны вначале изменяется окраска листьев?
3) Каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке?
1) У всех ли деревьев и кустарников одного вида, растущих в разных условиях, в одинаковой степени изменилась окраска листьев и начался листопад? Данные занесите в таблицу.
2) Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
- Ответ: Осенью все животные готовятся к зиме, делают запасы еды, наращивают шерсть, меняют окрас, птицы улетают на юг.
1) Выясните, какие растения продолжают цветение, а у аких растений созрели плоды и семена. Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения. Данные занесите в таблицу. Зарисуйте семена и подпишите их названия.
Растение | Цветение | Плод | Семя | Распространение семян |
Дуб | Листовое | Желудь | Орех | Через желудь |
Клубника | Не вьется | Ягода | Большое | Кустами |
Чеснок | Не вьется | Головка | Головка | Головка |
Виноград | Вьющийся | Ягода | Семя | Усики |
2) Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
1) Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких — позже.
2) Опишите приспособления встретившихся животных к определенным условиям жизни.
Все материалы взяты из открытых источников
Https://otvet. mail. ru/question/63374112
Https://bio-gdz. ru/5-klass/rabochaya-tetrad-po-biologii-5-klass-pasechnik-v. v/ekskursiya-raznoobrazie-zhivyh-organizmov.-osennie-yavleniya-v-zhizni-rastenij-i-zhivotnyh. html
Http://tetrab. ru/5-klass/biologiya/rabochaya-tetrad-po-biologii.-5-klass.-pasechnik-v. v/urok-5.-ekskursiya-raznoobrazie-zhivyh-organizmov.-osennie-yavleniya-v-zhizni-rastenij-i-zhivotnyh. html